Сен

5

Осторожно готовим ребенка к школе

Автор: admin

Уважаемые родители! Наша задача — сделать своего школьника активным действующим лицом, а не пассивным объектом обработки.

«Почему вы мне не сказали, что эта байда — на одиннадцать лет?» — говорит в анекдоте первоклассник, возвращаясь домой первого сентября. А ведь мы, в самом деле, о многом с ними не поговорили до начала многолетнего пути. Да и по пути в основном беседовали о том, тяжелый ли рюкзак и не жмут ли ботинки, не касаясь вопроса, куда мы идем и зачем.

Ребенок, возвращаясь из школы не в духе, высыпает на родителей массу раздраженных вопросов. Почему я должен слушать эту дуру? На фиг мне эта идиотская математика? Зачем учить эти дурацкие стихи? Зачем мне этот английский? На фиг эта школьная форма? Зачем отсчитывать четыре клеточки? Зачем расписывать порядок действий? Взрослые редко снисходят до серьезного разговора с детьми, и дети вынуждены сами изобретать ответы на неприятные вопросы. Ответ лежит на поверхности: потому что заставляют.

Школа оказывается для ребенка бесконечным упражнением в послушании. Как в монастырских или армейских байках: сажай морковь ботвой вниз, крась жухлую траву зеленой краской, копай с утра и до забора — и не спрашивай, зачем. В монастыре вырабатывают привычку слушаться духовного отца, в армии — беспрекословно подчиняться командиру. А в школе эти упражнения выдают за развитие интеллекта.
Зачем это всё?

Именно так сформулировал свой комплекс вопросов один вдумчивый восьмилетка. Зачем школа? Зачем оценки? Зачем уроки? Ради чего?

Взрослые на эти ламентации обычно отвечают стандартным текстом про ЕГЭ, поступление в вуз и денежную профессию. Личный смысл школьного образования давно утерян. А ведь школа, она для другого. Она для того, чтобы научить ребенка самостоятельно жить в обществе. Детские «зачем?» позволяют обсуждать устройство общества, в которое ребенок вступает, и его место в этом обществе. Некоторые дети копают так глубоко, что обсуждать с ними надо и их права и обязанности (Конституция России), и обязательность образования (Закон об образовании), и функции родителей (Семейный кодекс), и их собственную дееспособность (Гражданский кодекс): детские представления о мире и своих возможностях бывают очень размыты. Одноклассница сына, к примеру, в первом классе собралась бросить школу и идти работать.

Зачем мы посылаем детей в школу? Не надо врать им, что других путей нет: они есть, но не всегда доступны или удобны. Есть форма семейного образования, есть экстернат, есть другие школы; свой выбор, его плюсы и минусы вполне можно обсудить с ребенком без надрыва и истерик.

Можно не обсуждать. Но ребенок сделает единственный вывод: учеба нужна не ему, а взрослым.

Вместо того чтобы пугать чадо армией и карьерой дворника — или даже соблазнять хорошей зарплатой после вуза — стоит попробовать подумать, зачем ему на плечах хорошая голова. И зачем голове регулярные апдейт, апгрейд и тренировка. Кому надо — делюсь домашней заготовкой, можно адаптировать: «Ты делаешь свой мозг сильнее, быстрее и богаче. Укрепляешь свою способность понимать, что происходит, свою самостоятельность: это когда ты думаешь сам, не позволяешь собой манипулировать, живешь своим умом. Все остальное можно отнять, а ум нельзя. Учеба — это постоянная работа по отладке мозга. Ты пополняешь память, учишь мозг быстро и хорошо работать. Это трудно, как отжиматься сто раз. Это скучно, как пылесосить вентилятор компьютера. Но мозг — твой главный рабочий инструмент на всю жизнь».

http://www.usolie.info/news/1148

Комментарии закрыты.